Обязательно ли оборудовать место для питания сотрудников в офисе?
Кадры и оплата труда. Охрана труда и обеспечение нормальных условий труда

Вопрос: Обязательно ли оборудовать место для питания сотрудников в офисе?


Ответ от :

Работодатель обязан обеспечивать условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда и безопасности производства (ст. 22, ст. 163 ТК РФ). В этих целях он отвечает, в частности, за оборудование помещений для приема пищи для сотрудников согласно установленным нормам (ч. 1 ст. 223 ТК РФ).

Причем за невыполнение данных требований охраны труда предусмотрен административный штраф (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ):

  • для должностных лиц – от 1 000 руб. до 5 000 руб.;
  • для ИП – от 1 000 руб. до 5 000 руб.;
  • для организаций – от 30 000 руб. до 50 000 руб.

Для юрлиц и ИП также возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Требования к созданию мест для приема пищи закреплены в санитарных нормах. Так, на производственных предприятиях должны оборудоваться столовые (п. 2.49 СНиП 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания", утв. постановлением Госстроя СССР от 30.12.1987 № 313 (далее – СНиП 2.09.04-87)). При этом если численность работающих в одну смену на таком предприятии составляет менее 30 человек, то допускается вместо столовых оборудовать комнаты для приема пищи, оборудованные умывальником, стационарным кипятильником, электрической плитой, холодильником (п. 2.49, п. 2.52 СНиП 2.09.04-87). Если работает менее 10 работников, то возможно не выделять отдельную комнату для приема пищи, а достаточно установить для них отдельный стол для приема пищи (2.52 СНиП 2.09.04-87).

В СНиП 2.09.04-87 установлено, что эти нормы распространяются на проектирование административных и бытовых зданий высотой до 50 м, включая мансардный этаж, и помещений предприятий. Следовательно, по нашему мнению, данные нормы распространяются и на офисные помещения.

Таким образом, работодатель должен оборудовать отдельное место для питания сотрудников в офисе. В зависимости от их численности это может быть отдельный стол, комната или столовая. В противном случае работодателю грозит административная ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ.

Как задать вопрос