Кадры и оплата труда. Пособия
Вопрос: Сотрудник принес больничный лист, по которому организация начислила пособие. Через некоторое время работодатель больничный лист потерял, а дубликат сотруднику поликлиника выдать отказывается. Правомерна ли позиция поликлиники? Что делать организации в случае проверки ФСС?

Ответ от 27.11.2012:

Работник получает пособие на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). При этом листок нетрудоспособности выписывается только в одном экземпляре, для представления по месту работы (п.п. 4, 4.1, 4.2 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н).

Согласно п. 57 Порядка выдачи листков нетрудоспособности при утере листка нетрудоспособности застрахованному лицу оформляется дубликат листка нетрудоспособности (лечащим врачом и председателем врачебной комиссии).

При этом дубликат выдается при наличии справки с места работы о том, что пособие по данному листку нетрудоспособности не выплачено (см. письмо ФСС России от 20.07.2005 № 02-18/11-6502).

Это значит, что дубликат больничного листка выдается работнику в целях получения пособия, которое он может не получить из-за потери такого листка. Поэтому если пособие по временной нетрудоспособности уже было выплачено работнику, поликлиника может дубликат не выдавать.

Выплата пособий по временной нетрудоспособности производится через бухгалтерию работодателя. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет руководитель и главный бухгалтер организации (п. 10 Положения о ФСС РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101). При этом расходы на выплату страхового обеспечения (в т.ч. на выплату пособий по временной нетрудоспособности), не подтвержденные документами, к зачету в счет уплаты страховых взносов не принимаются (п. 4 ст. 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, п. 18 Положения о ФСС РФ № 101).

Таким образом, при утере оплаченного листка нетрудоспособности организации следует исключить из состава расходов, возмещаемых за счет средств ФСС, сумму пособия, выплаченного по данному листку, и подать уточненный расчет по страховым взносам (форма 4-ФСС) за соответствующий период.

Как задать вопрос