Должен ли ИП – работодатель вставать на учет в ПФР и ФСС России?
Ответы на вопросы по учету налогов и кадров у предпринимателя (ИП). Начало и прекращение деятельности

Должен ли ИП – работодатель вставать на учет в ПФР и ФСС России?

Дата публикации

Вопрос аудитору

Индивидуальный предприниматель принял на работу первого сотрудника. Должен ли он подать заявление о постановке на учет в фонды и представить трудовую книжку работника?

Налоговые органы после регистрации индивидуального предпринимателя передают данные в ПФР, который самостоятельно в течение трех рабочих дней с момента передачи регистрирует предпринимателя (пп. 2 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ). Этот порядок не зависит от того, есть у ИП работники или он платит взносы только за себя. Самостоятельная регистрация предпринимателя в качестве плательщика взносов в заявительном порядке не предусмотрена (письмо ФНС России от 31.01.2017 № БС-4-11/1628@).

Что касается регистрации в органах ФСС России, то ИП, у которого нет работников, не является плательщиком взносов "на травматизм", а в отношении взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) может вступить только на добровольных началах.

Все меняется, когда у ИП появляются работники. В этом случае он должен встать на учет в ФСС России. Причем он подает заявление на постановку на учет в качестве плательщика взносов "на травматизм", одновременно ФСС России ставит его на учет как плательщика взносов на ВНиМ (пп. 3 ч. 1 ст. 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, пп. 3 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Заявление должно быть подано в срок не позднее 30 календарных дней со дня заключения первого трудового договора.

Форма заявления и порядок регистрации установлены Административным регламентом, утв. приказом Минтруда России от 25.10.2013 № 574н (далее – Административный регламент № 574н).

Вместе с заявлением для регистрации ИП должен предоставить копию документа, удостоверяющего личность, а также копии трудовых книжек нанятых работников или трудовых договоров, заключенных с работниками (пп. "а" п. 14, п. 43 Административного регламента № 574н).

Документы могут быть представлены заявителем лично в территориальный орган ФСС России. Сделать это можно независимо от места жительства страхователя. Кроме того, можно направить электронные документы через Единый портал госуслуг либо через МФЦ.

Если после постановки на учет в качестве страхователя ИП будет нанимать новых работников, передавать копии их трудовых книжек (или трудовых договоров) в территориальный орган ФСС России он не обязан.